7 марта. Обретение мощей мучеников, иже во Евгении.

7 марта.
Обретение мощей мучеников, иже во Евгении.
2-я седмица Великого поста.
День постный. 22 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память:
Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423).
Мучеников Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305).
Преподобных Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V).
Преподобного Афанасия исповедника (821).
Священномучеников Иосифа Смирнова и Владимира Ильинского пресвитеров, Иоанна Касторского диакона и мученика Иоанна Перебаскина (1918); священномучеников Михаила Горбунова, Иоанна Орлова, Виктора Моригеровского, Иоанна Парусникова, Сергия Белокурова, Андрея Ясенева, Павла Смирнова пресвитеров, прмчч. Сергия Букашкина и Антипы Кириллова, преподобномученицы Параскевы Макаровой, мучеников Стефана Франтова и Николая Некрасова, мучениц Елисаветы Тимохиной, Ирины Смирновой и Варвары Лосевой (1938); мученика Андрея Гневышева (1941); преподобномученика Филарета Пряхина (1942).

Апостол от 70-ти Андроник, святитель Афанасий, святая Иуния.
Обретение мощей святых мучеников во Евгении.
Во время гонений на христиан останки святых мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Таким образом, в Царьграде близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребенными множество тел мучеников, имена которых оставались неизвестными Церкви. Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с великой честью перенесены в храм. Одному благочестивому клирику, Николаю Каллиграфу, было открыто, что среди мощей, обретенных в Евгении, находятся мощи святого апостола от 70-ти Андроника и помощницы его Иунии, о которых упоминает святой апостол Павел в Послании к римлянам (Рим. 16, 7). В ХII веке на месте обретения мощей святых мучеников был построен великолепный храм имп. Андроником (1183–1185 гг.), ангел которого был изображен в виде святого апостола Андроника.

Мученик Маврикий и 70 воинов.
Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал при императоре Максимиане Галерии вместе с сыном Фотином и 70-тью воинами. Когда мучители пытками не смогли заставить мучеников отречься от Господа Иисуса Христа, они придумали для подвижников ещё более изощрённое истязание. Святых воинов отвели на болотистое место, где были целые тучи жалящих насекомых, и привязали к деревьям, обмазав их тела мёдом. Всякого рода мухи, комары, оводы, осы, шершни устремились на подвижников; густым облаком они окружили страстотерпцев, немилосердно уязвляя их. Десять дней святые воины претерпевали страшные муки, пока Бог не принял их в небесные обители. Тела мучеников было приказано бросить без погребения, но христиане тайно ночью похоронили честные останки святых на месте их ужасной казни.

Преподобный Афанасий Павлопетрийский, исповедник.
Преподобный Афанасий Исповедник родился в Константинополе в семье благочестивых родителей. Достигнув совершеннолетия, он принял монашеский постриг в одной из Никомидийских обителей под названием Павлопетрия. О его высокой подвижнической жизни стало известно при дворе императора-иконоборца Льва Армянина.
За поклонение иконам св. Афанасию пришлось вытерпеть изгнание, скорби и страдания.
До конца жизни он остался верным исповедником веры Христовой и мирно отошел к Господу в 821 году.

Священное Писание.
На 6-м часе: Ис. V, 7-16.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль.
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей;
10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.
15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

На веч.: Быт. IV, 8-15.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Притч. V, 1-15.
1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,-
12 и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.
«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4, 13). Можно ли было так говорить перед лицом Бога, строгого, конечно, в правде, но и всегда готового миловать искренно кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, преступление обдуманное ожесточило сердце, и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: «разве я сторож брату моему?» (Быт. 4, 9) Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, — а он не поддается, и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистью и убийством. То дивно, что после того он жил, как и все: имел детей, устраивал семейный быт и житейские отношения держал; печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем.
Стало быть это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков. Да внемлют этому ныне в особенности! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время и труд. Но ведь — или спасение, или погибель!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла.
У Церкви нет никаких иных способов воздействовать на сознание людей, как только словом, исполненным любви и правды. Но как важна эта миссия Церкви для всего рода человеческого, даже если слово это произносится наперекор общему мнению мира с его ложными и опасными ценностями! Как важно, чтобы это слово звучало, потому что, пока оно звучит, люди способны его слышать и вставать в ряды тех, кто идет против общего потока жизни.
И чем больше таких людей, тем сильнее поток идущих к Царствию Божию. Церкви не дана окончательная победа в этом столкновении с миром, который ее не принимает. Из слова Божия мы знаем, что такая победа связана не с историческим служением Церкви, а с таинственным явлением Господа и Спасителя в день Его Страшного суда.

Первая седмица Великого поста.
Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а богослужения недели — продолжительностью.
Первая седмица Великого поста — это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения первой седмицы. По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз — в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров. В дни первой седмицы Великого поста предписывается сухоядение, то есть пища без масла (отварной картофель, крупы, овощи, фрукты). Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются.
В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста.

О покаянии.
Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою».
Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?
Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого — необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.
Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие.
Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров — видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.
Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы.
А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.
Выдержки из писем игумена Никона (Воробьева)

Молитвословия:

Тропарь в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении, глас 4.
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиях своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении, глас 4.
От земли возсиявше яко светила правды,/ нечестия всю отразисте мглу/ и верных просвещаете,/ мученицы Божественнии,/ Троицы поборницы.

Кондак мучеников иже во Евгении, глас 8.
Крепцыи веры столпи, добропобеднии мученицы,/ за Христа подъемше различныя муки,/ и на лета многа сокровени бысте,/ и ныне явистеся яко многоценное богатство,/ и в Церковь Божию честно носими архиерея Божия дланьми,/ просящим раздаваете, еже на пользу.// Тем молитеся о душах наших.

http://www.tatmitropolia.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *