13 марта. Память преподобного Кассиана Римлянина

13 марта.
Память преподобного Кассиана Римлянина
3-я седмица Великого поста
День постный. 28 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память:
Преподобного Кассиана Римлянина (435). Преподобного Василия исповедника (750). Священномученика Арсения, митрополита Ростовского (1772).
Преподобного Иоанна, нареченного Варсонофием, епископа Дамасского (V).
Мученика Феоктириста (VIII).
Девпетерувской иконы Божией Матери (1392).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Преподобный Кассиан Римлянин родом из земель нынешней Румынии. Он внес большой вклад в продвижение на Запад традиций восточного христианства. С юности посвятив себя аскетической жизни, он странствовал по обителям Палестины и Египта. В Вифлееме Кассиан с другом два года подвизались отшельниками, а затем он направился в Константинополь, где познакомился со святителем Иоанном Златоустом, который рукоположил его во диакона. Спустя десять лет святой переехал в Галлию, где принял священнический сан и основал в Марселе две обители — мужскую и женскую.
Труды Иоанна, посвященные духовному совершенствованию, в свое время нашли большой отклик на Руси. Общность имущества Иерусалимской церкви и трудовую жизнь апостола Павла святой считал образцом для монашеского жития, что было созвучно традиции, заложенной преподобным Сергием Радонежским.

Священномученик Арсений, митрополит Ростовский.
Священномученик Арсений (Мацеевич), ревностный пастырь и талантливый полемист, закончил жизнь мученически в тюрьме города Ревель (современный Таллин) за протест против секуляризации монастырских имений при Екатерине II.
При воцарении она отменила указ Петра III о секуляризации и дала надежду на отказ от этого проекта, но уже в 1764 году провела масштабную секуляризацию. Великим постом 1763 года митрополит Арсений показал своё отношение к реформе, включив в чин Торжества Православия дополнительную анафему на расхищающих имения Церкви: «Вси насильствующии и обидящии святые Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем имения, яко крайние врази Божии, да будут прокляти». Позднее на суде над владыкой это сочтут самоуправством, а в его протесте против отнятия земель найдут оскорбление императрицы.

Священное Писание.
На 6-м часе: Ис. VIII, 13 — IX, 7.

13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!
14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих».
17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.
18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.
19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,— тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.
22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.

Глава 9.
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
6 Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира*.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

* В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его».

На веч.: Быт. VI, 9-22.
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
12 И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
13 И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19 Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20 Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].
21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
22 И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.

Притч. VIII, 1-21.
1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;
7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;
8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.
«Страх Господень ненавидит неправды» (Прит. 8, 13); а если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и явится посему правою перед Господом. А это и есть все, чего теперь с такою заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его, и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия?
Ищи и обрящешь . Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство; но делом оно дается от Господа. Взыщи его как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно: он выправит все твои неправды.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла.
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». <…> Понятие целомудрия, о котором говорит святой Ефрем Сирин, мы обычно относим к плотской чистоте.
И это правильно, хотя понятие целомудрия куда шире. Два слова — «целостность» и «мудрость». Целомудрие — это образ жизни, который помогает человеку сохранять целостность своей личности. Что же является противоположным целостности?
А противоположное — это раздробленность, разделение, т. е. нечто несомненно опасное для человеческой жизни. В самом деле, когда человек теряет целостность своей жизни, возникает такое явление, как двоедушие. Нередко оно проявляется в лицемерии, когда человек по сути один, а представляет себя другим. Но даже если человек, потерявший целостность своей личности, не лицемерен, все равно его внутренней жизни нанесен огромный ущерб.

Как рано надо начинать детям поститься?
По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.)
Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленное время, принятия пищи. В этом отношении святитель Феофан Затворник дает родителям такое указание: «Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью».
Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей, естественно, могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста.
Точно так же взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае пощение не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13).
И весь смысл поста в добровольном воздержании и ограничении себя. И чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей и следует приучать к посту с самого младшего возраста.

О возможности всеобщего спасения.
Как известно, Бог не только справедлив, но и милосерден. Но значит ли это, что Он всех простит, и что все без исключения люди, в конце концов, попадут в Рай? Нет, не значит. И дело здесь не в мнимом недостатке Божественного милосердия.
Чтобы жить в Раю и блаженствовать, нужно, как минимум, желать быть в Раю — желать жить в единстве и любви с Богом и с ближними. Грешник же, как богоотступник, находится в состоянии, объективно несовместимом с Царством Бога.
Кроме того, просто взять и «впустить» его в Рай — значит этот Рай «разрушить».
Грешник может войти в рай, только приняв прощение и глубоко изменившись, — а для этого нужна не только милость Божья, но и предварительная «капитуляция» грешника перед этой милостью, активная деятельность, направленная на освобождение от ветхого человека и возрастание возрастом духовным.
Возможность спасения иноверцев нам неведома и входит в противоречие со Священным Писанием и святоотеческим учением.

Святитель Иоанн Шанхайский о восстании иконоборцев на Божию Матерь.
Не смея сначала открыто говорить против Взбранной Воеводы, хотели уменьшить Её прославление тем, что запретили почитать иконы Христа и Его угодников, называя это идолопоклонством. Богоматерь и здесь укрепляла ревнителей благочестия в борьбе за почитание образов. Гонение почитателей икон и святых окончилось Торжеством Православия, ибо почтение, воздаваемое иконам, восходит к изображаемым на них. Святые же угодники Божии чтутся как друзья Божии, ради благодати Божией, вселившейся в них, согласно словам псалма, «мне же зело честни быша друзи Твои» (Пс. 138:17). Особенной честью на небе и на земле прославлена Пречистая Богоматерь, даже в дни поругания святых икон явившая через них настолько дивные чудеса, что и теперь мы с умилением вспоминаем о них. Песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» и икона «Троеручица» напоминают об исцелении Иоанна Дамаскина перед этой иконой; изображение Иверской иконы —; о чудесном спасении от врагов этой иконы, брошенной в море вдовицей, не могшей спасти её.

Молитвословия:

Тропарь преподобного Кассиана Римлянина, глас 8.
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию./ Того ради подаждь нам твоими молитвами/ плоти нашея духу послушание:/ еси бо наставник, Кассиане преподобне,/ всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобного Кассиана Римлянина, глас 4.
Преподобен быв, Богу возложился еси,/ и просвещая добрыми виды, Кассиане,/ яко солнце облистал еси/ сиянием Божественных твоих учений,/ сердца всех чтущих тя всегда просвещая./ Но прилежно моли Христа,/ о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Молитва преподобному Кассиану Римлянину:
О, богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане, божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощны.
Призри на наше житие, волнуемое житейскими обуревании, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас грешных, молящихся, и не презри моления нас немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день, заблудихом бо воистину, яко овцы не имущия пастыря. Ты твоими богоприятными молитвами милостива сотвори нам единаго человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждающе живот наш. Мы о богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу недостойнии припадающе, тя молим.
Моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да, избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся, благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща благословенна со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

http://www.tatmitropolia.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *