14 марта. Память преподобномученицы Евдокии

14 марта.
Память преподобномученицы Евдокии
Седмица 3-я Великого поста
День постный. 1 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:
Преподобномученицы Евдокии (ок. 160—;170).
Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603). Мучеников Нестора и Тривимия (III).
Мученицы Антонины (III—;IV).
Мучеников Маркелла и Антония.
Преподобного Домнины Сирийской (ок. 450—;460).
Священномучеников Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского пресвитеров, прмч. Антония Коржа, преподобномучениц Анны Макандиной, Дарии Зайцевой, Евдокии Архиповой, Ольги Жильцовой, Александры Дьячковой, Матроны Макандиной, мученика Василия Архипова, мученицы Надежды Аббакумовой (1938); священномученика Александра Ильенкова пресвитера (1942); священномученика Василия Константинова-Гришина пресвитера (1943).

Преподобномученица Евдокия.
Святая Евдокия явила пример совершенного покаяния, близкий житию преподобной Марии Египетской. Святая была состоятельной блудницей — ей нравился грех и, благодаря наживе на нём, она была хорошо обеспечена. Обращение Евдокии ко Христу совершилось благодаря монаху Герману и чудесному видению: Евдокия увидела, как Архангел Михаил вырвал её из рук диавола.
Отдав своё неправедное богатство епископу на нужды бедных, они поступила в девичью общину.
Служба отмечает, что Евдокии, сумевшей постом угасить «плоти играния», предстоял ещё один подвиг — страданий за Христа. Во время первого ареста произошло чудо. Она скрыла на груди частицы Святых Даров и добровольно пошла за воинами, посланными римским наместником Диогеном. Когда святую обнажили для пыток, Дары упали, но слуг, пытавшихся их поднять, попалил огонь.

Священное Писание.
На 6-м часе: Ис. IX, 9 — X, 4.
9 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: 10 кирпичи пали — построим из тесаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами.
11 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:
12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
14 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:
15 старец и знатный,— это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
18 Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
19 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
20 И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Глава 10.
1 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
2 чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
3 И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
4 Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

На веч.: Быт. VII, 1-5.
1 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,
4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

Притч. VIII, 32 — IX, 11.
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».

Глава 9.
1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:
5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.
8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
10 Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.
Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» (Прит. 9, 4). Стало быть умникам нет входа в дом Премудрости или в св. Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом.
С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне св. Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него.
Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем.
«Премудрость», Бог-Слово, «построила себе дом», св. Церковь, и в нем «приготовила трапезу», —; слово Божие и св. таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И послала слуг своих, св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю (Прит. 9, 1-8). Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание, и обильно вечеряние.
Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» (Прит. 8, 36), и пожалей себя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла.
Время поста —; это время особого внимания человека к его внутренней, духовной жизни.
Пост, то есть воздержание от пищи, воздержание от многих привычных дел, направлен на то, чтобы произошли перемены к лучшему в сознании нашем, в чувствах наших, в воле нашей, чтобы постный подвиг действительно отобразился в нашей душе и в нашей жизни тем новым и тем угодным Богу, что нам трудно стяжать в нашей повседневности.
Во время поста, согласно уставу, мы молимся больше, чем в обычное время. Молитва предполагает особую концентрацию мысли, потому что через молитву мы обращаемся к Самому Богу. Молитва есть способ богооткровения лично каждому человеку. У нас нет другого способа познать Бога, как только через молитву, и потому нужно обращать особое внимание на место молитвы в нашей жизни.

О чтении псалтири в древних монастырях.
Богослужебный устав сформировался под сильным влиянием монашеской традиции. Одним из её свойств было широкое употребление Псалтири.
По слову блаженного Августина, «любовь к псалмопению родила монастыри».
Многие иноки в качестве правила читали всю Псалтирь. Вот пример: однажды некий старец пришёл к другому. Тот, сварив ради гостя чечевицу, сказал: «Совершим прежде малое молитвословие». Один старец прочёл всю Псалтирь, а другой наизусть прочёл книги двух великих пророков.
Когда настало утро, пришедший старец удалился; и оба забыли о чечевице. Некоторые общины избирали определённые псалмы для ежедневного пения. Так, в общине преподобного Макария Египетского было правило пения 12 псалмов.
Как-то ученики с разрешения аввы пели 12 псалмов: младший пропел 5 псалмов и после каждого 6-го стиха пел одно «Аллилуиа». «И на каждом стихе, — говорит патерик, — огненный луч выходил из уст его и восходил на небо. Подобно, когда и старший отверзал уста для пения, из них выходила как бы огненная вервь и достигала неба».

Молитвословия:

Тропарь преподобномученицы Евдокии, глас 8.
Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленных, и красных, и временных забытием претекла еси,/ яко Слова ученица:/ пощением страсти первее умертвивши,/ страдальчески второе врага посрамила еси./ Тем Христос сугубых венца сподоби тя,/ славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобномученицы Евдокии, глас 4.
Во страдании твоем добре подвизавшися,/ и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/ верою прибегающия в Божественную церковь твою,/ и, торжествующе, молим тя, преподобная мученице Евдокие:// да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем.

Молитва святой Евдокии Илиопольской.
О святая угоднице Божия, преподобномученице Евдокие! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого,
глас 2.
От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого, глас 8.
Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

http://www.tatmitropolia.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *